Интеллектуально - Творческий Потенциал России
Национальная Образовательная Программа
Номинация | Работа | Баллы | Результат |
---|---|---|---|
Русский язык (рецензия) | Слова, которые мы «потеряли» | лауреат I степени | |
Мнение эксперта: Работа Александры вызвала у нас положительные чувства своей четкостью, выдержанной логикой построения, аккуратностью исполнения, интересно подобранным практическим материалом. Видна личная заинтересованность автора в исследуемом вопросе, живой подход к практической части работы. Можно порекомендовать Александре дополнительно ознакомиться с работами по выбранной теме. Например, со статьёй Н. М. Шанского «Устаревшие слова в лексике современного русского литературного языка», опубликованную в журнале «Русский язык в школе» (№ 3, 1954), можно использовать для работе «Школьный этимологический словарь русского языка: Значение и происхождение слов» Шанского Н.М., Бобровой Т.А. и др. Расширить данное исследование можно в нескольких направлениях. Например, изучить устаревшую лексику в художественных произведениях программы по литературе. Интересно проанализировать, какая группа — историзмы или архаизмы — вызывает больше проблем у ребят при определении их значения и правильного употребления. На наш взгляд, было бы целесообразно разработать комплекс упражнений для практического ознакомления учащихся 5-6 классов с устаревшей лексикой, примерами её употребления. Ведь использование устаревших слов не только в классической художественной литературе, но и в современных произведениях может послужить причиной неполного понимания мысли автора, неверной его оценки. В то же время лексический анализ устаревших слов и разбор их по составу могут дать интересный материал для дальнейшей работы, привить интерес к родному языку, а тем самым — и к литературе, и к культуре нашей страны в целом. Кроме того, работа со словарем, которая может быть использована в данных упражнениях, способствует увеличению доли самостоятельной работы учащихся Нам кажется, будет актуальным сравнительный анализ сложившейся ситуации в современном русском языке: какие устаревшие слова преобладают в последние десятилетия (историзмы или архаизмы), каковы причины формирования такой тенденции. Интересно проследить судьбу отдельных слов, меняющих своё значение, фонетический облик или орфографию в разные периоды существования. Данный аспект может быть полезен и для изучения орфографии: ведь исторические корни слова, путь его становления могут зачастую объяснить правила написания, например — непроверяемые орфограммы. Отдельной частью исследования можно сделать анализ устаревших грамматических конструкций и лексических сочетаний (по материалу, например, изучаемой по программе художественной литературы) в сравнении с актуальными нормами современного русского языка. Таким образом, работа Александры отвечает всем предъявляемым требованиям к исследованиям подобного рода и рекомендована к представлению на конференции в виде доклада. Результат заочного конкурса — лауреат первой степени. | |||
Рекомендация к участию: Шаги в науку - очная конференция (1 сессия), Шаги в науку/ЮНК - Юг, очная конференция , Шаги в науку - очная конференция (2 сессия) | |||
Форма участия: доклад |