Вы находитесь на старой версии сайта. Чтобы перейти на новую версию, нажмите на ссылку new.future4you.ru

Шаги в науку - заочный конкурс/ 2015-2016
Участник Савельева Мария Анатольевна

Результаты


НоминацияРаботаБаллыРезультат
Литературоведение (рецензия)«Влияние Кольца как символа власти на изменение личности в романе-эпопее Джона Толкиена «Властелин колец»» лауреат III степени
Мнение эксперта:
Работа М. Савельевой посвящена актуальной и интересной проблеме - анализу идейной структуры романа Толкиена "Властелин колец". К сожалению, работа носит в большей мере учебный характер, хотя при этом содержит элементы анализа текста (в том числе лингвистический анализ данных словарей). Автор показывает навыки внимательного и вдумчивого читателя. Приводимый анкетированный опрос, хотя не имеет отношения к тематике и специфике литературоведческого исследования, показывает интерес автора к подобного рода аналитической работе. Стремясь соблюсти правила оформления научного исследования, автор приводит ряд формально необходимых элементов, не наполняя их реальным содержанием, ср.: "Данная работа относится к (возможно является чем? - прим. реценз.) теоретическому исследованию"; чуть ниже в аннотации: "Тема, затронутая в работе, является актуальной в наше время. Интересные результаты выявлены в исследовательской части работы, которые показывают, что, несмотря на то, что наш мир полностью изменился, сущность человека осталась неизменной". Во введении повторяются готовые формулировки, также не наполненные реальным содержанием, ср.: "Тема работы: «Влияние Кольца как символа власти на изменение личности в романе-эпопее Джона Толкиена «Властелин колец» Цель работы: Выяснить, как Кольцо Власти влияет на изменение личности разных народов Средиземья". Подобные повторы, шаблонные и неясные фразы встречаются в далее во введении: "Прочтя «Властелин колец», глубже начинаешь понимать природу человека, его душу. Это произведение формирует некоторое (какое? - прим. реценз.) мировоззрение относительно добра, зла и место каждого в их вечной борьбе" (с. 5). В работе отмечены стилистические недочёты, ср.: "сопоставительный и сравнительный анализ (в чём разница? - прим. реценз.)" (с.2). Промежуточные выводы не представляют собой оригинальные идеи, ср.: "Так вот эти недостатки и обнаруживает влияние Кольца. Власть даёт и порождает многое, в том числе и хорошее, и плохое. Многие личности гонятся за тем, что она даёт, не понимая этого. Им кажется, что просто нужна власть, но они желают того, что власть порождает" (с.7). Одобрения заслуживает стремление получить данные анкетированного опроса, однако сама проблема, вынесенная на обсуждение, имеет весьма косвенное отношение к тематике работы (впрочем, этим грешат многие работы школьников, включающие данные подобных опросов). Некоторые выводы, полученные методом анкетирования, достаточно странны, ср.: "Согласно результатам опроса, больше всего к власти тянутся юноши среднего возраста (6-10 классов)" (с.13). На наш взгляд, учитывая большую популярность исследуемого произведения среди школьников, было бы более целесообразно проводить опрос на тему, связанную с проблематикой произведений, с постижением образного строя и особенностей повествовательной структуры. В целом, заявленная тема, как и весь корпус проблем, связанных с литературоведческим анализом научной фантастики, может быть исследована с большей результативностью в русле социолингвистических и культурологических исследований (научная фантастика как особая форма политического и социологического высказывания). Для дальнейшего ознакомления с терминологией и методами литературоведческого анализа рекомендуем обратить внимание на вузовские учебники по введению в литературоведение (Поспелов Г.Н., Николаев П.А., Волков И.Ф. и др. Введение в литературоведение. М.: 1988; Хализев В.Е. Теория литературы М: 1999; Чернец Л.В. (ред.) Введение в литературоведение. М.: 2004. Фарино Е. Введение в литературоведение. М.: 2004. и др.) Для введения в круг проблем, связанных с литературоведческим анализом фантастической литературы советуем обратиться к работам Ю.М. Лотмана "О принципах художественной фантастики" (Учен. зап. Тарт. гос. ун-та. — 1970. —Вып. 284.), Ц. Тодорова " Введение в фантастическую литературу" (М., 1997) и др.
Рекомендация к участию:
Шаги в науку - очная конференция (1 сессия)
Форма участия:
доклад (доработка)