Вы находитесь на старой версии сайта. Чтобы перейти на новую версию, нажмите на ссылку new.future4you.ru

Статистика

Просмотрено статей : 165295146
Сейчас на сайте находятся:
 гостей: 2523
Наши официальные сообщества в социальных сетях:

b f t i


ЮНК - XXX, Обнинск - заочный конкурс  
Участник Десяткова Ксения Дмитриевна

Результаты


НоминацияРаботаБаллыРезультат
Литературоведение (рецензия)Сравнительный анализ цветописи в лирике С.Есенина и Н.Рубцова Участник
Мнение эксперта:
Тема весьма интересная и подъемная для школьников. К сожалению, установки Ксении, предваряющие работу, задают неверные ориентиры для исследования, что и ведет к неудаче, хотя и прочитано много стихотворений Есенина и Рубцова. Прежде всего, обратимся к вводной части, где читаем: «Поэзию Н.М. Рубцова часто сравнивают с поэзией С.Есенина, говоря о том, что Рубцов является продолжателем традиций есенинской поэзии, и я решила проследить, а перенял ли Н.Рубцов традиции в использовании цветописи у Есенина». Когда исследователи говорят о продолжении какой-либо традиции, то это вовсе не означает, что один поэт «перенял» что-либо у другого. Это было бы эпигонством, а Н.Рубцов никоим образом не эпигон. Далее формулируется цель: «Исследовать лирику Сергея Есенина и Николая Рубцова на предмет выявления слов, связанных с цветом, и попытаться объяснить их значение, наличие или отсутствие определенных цветов в отдельные периоды творчества поэтов и установить связь цветописи с иконописью и традициями УНТ». Что значит «объяснить значение» «слов, связанных с цветом»? Подобная формулировка предполагает, что автор работы собирается объяснять, что такое красный, синий, зеленый и т.д. Исследовать и объяснять надо цветовые образы, а не слова. Столь же сомнительна и завершающая формулировка: совершенно непонятно, почему надо цветопись выводить исключительно из иконописи или фольклора. Ребенок, еще не знакомый ни с иконой, ни с народной поэзией, прекрасно знает, что листья на деревьях зеленые, а небо над головой синее, а рубашечку ему надели беленькую и т.д. Кроме того, сразу отметим, что в работе недопустимо использование аббревиатур типа УНТ. В основную часть не следует вводить биографические справки. Здесь могут лишь упоминаться отдельные факты биографии, если они необходимы для убедительности анализа произведения. Представленный в работе "анализ" лирики Есенина и Рубцова ― это просто статистический каталог цветовых определений, использованных поэтами. К примеру, "анализ" прилагательного «красный» в поэзии Есенина: «Красный (рассвет или закат, костер, уста, язвы, цветы, ягоды рябины, вода, щеки). • Преобладает в пейзажной лирике в период с 1912 по 1917 годы. • Использование цвета в ранней лирике большинстве случаев указывает на естественный цвет предмета, прослеживается связь с УНТ, при этом существует и связь с символикой в иконописи, но в некоторых случаях использование цвета основано лишь на связи с иконописью. • «Гаснут красные крылья заката» - естественный цвет, закат окрашен красным цветом, использование красивейшей метафоры. «Навсегда твои пригвождены ко древу/ красные уста» - устоявшийся эпитет, обращение к УНТ, реальный цвет предмета. «Красный костер окровил таганы» - возможно, автор использует красный цвет как синоним слова жаркий, яркий, как символ жизни, энергии, тепла, сопоставляя с иконопись» Это можно назвать лишь подготовительным материалом для анализа. «Естественный цвет», «реальный цвет», «устоявшийся эпитет» (следует использовать принятую терминологию, в данном случае ― постоянный эпитет), ― а дальше-то что? Как работает определение «красный» в каждом из приведенных стихотворений: какой создается образ, зачем он поэту? То, что цветовые эпитеты преобладают в пейзажной лирике, ― это не требует доказательства. Но о том, что собой представляет пейзажная лирика, следовало подумать. Ведь это не просто картинка, это особое переживание, выражение особого состояния лирического героя. Вот что следует анализировать. И тогда уже сопоставлять цветообразы разных поэтов. Притягивать к тому или иному определению усптнопоэтические или иконописные начала, тем более без всяких к тому оснований ― это ненужное занятие. Более того, непонимание сути образа производит впечатление вульгарного обращения с поэтическим материалом, как, в частности, в следующих примерах: ««Красный костер окровил таганы» - возможно, автор использует красный цвет как синоним слова жаркий, яркий, как символ жизни, энергии, тепла, сопоставляя с иконописью. Встречается интересное употребление цвета «Язвы красные незримому Христу» - связь с иконописью, как отражение мучений Христа, обращение к христианству, возможно, автор сравнивает пору осени для природы с порой смерти Христа.». Подобного рода «сопоставления» (с иконописью, с евангельскими образами и т.п.) необходимо сопровождать убедительными обоснованиями. Есть и фактические ошибки в прочтении: «Зори меня вешние в радугу свивали» - цвет вишни схож к ярким». «Вешний» ― это не «цвет вишни» и вообще не цвет, как и эпитет «стеклянный». Кроме того, существительное «зеленя» («Луна стелила тени,/сияли зеленя») названо деепричастием (с.11). Есть и противоречивые утверждения автора: на с. 6 читаем: «Цвет, который никогда не использовался в иконописи, — серый», а на с. 10 совсем другое: «Серый (вороны, верба, капуста). • Встречается в лирике всего несколько раз. • Употребление цвета связано лишь с символикой в иконописи. «Только серые вороны/ расшумелись на лугу» - ворона с древности была предвестником смерти, неудачи, чего-то неприятного, налицо связь с иконописью, в иконописи серый также символ пустоты, смерти, небытия, совмещение предмета и цвета по символике». Анализ цветовых образов должен быть соотнесен с анализом всех уровней текста, т.е. должен быть составляющим элементом целостного анализа. Цветообразы, как и светообразы (например, «алый свет зари») необходимо рассматривать в единстве всех функций: и в предметно-изобразительной, и в семантической, и в символической, и в эмоционально-экспрессивной, и в психологической, и в морально-оценочной; следует определить, какие мотивы и лейтмотивы создают эти образы. Только после того, когда будут определены индивидуальные способы создания и передачи цвето-световых образных представлений, можно говорить о сходстве и различии подходов двух поэтов в рассматриваемой области поэтики. Объем работы не соответствует условиям конкурса, есть ошибки и опечатки. Будем рады видеть Ксению на конференции в качестве слушателя и участника дискуссий.
Рекомендация к участию:
ЮНК - XXX, Обнинск - очная конференция
Форма участия:
слушатель