Интеллектуально - Творческий Потенциал России
Национальная Образовательная Программа
Номинация | Работа | Баллы | Результат |
---|---|---|---|
Литературоведение (рецензия) | Образ мантиса в произведениях древнегреческих писателей | лауреат III степени | |
Мнение эксперта: Данная работа посвящена интересной и актуальной литературоведческой теме - анализу образа пророка в древнегреческой литературе и мифологии. При этом основную цель исследования вряд ли можно считать достигнутой, а сама работа не выходит за рамки пересказа исторических и литературных источников с минимальной долей самостоятельного анализа. Автор демонстрирует незнание литературы по теме исследования: "Проблема данного исследования заключается в том, что практически нет литературы, описывающей образ мантиса. Некоторые вещи приходится додумывать логически". Тема провидчества, в т.ч. в древнегреческой культуре, затронута во множестве исследований, см. М. Нильссон "Греческая народная религия" (1998), Р. Жирар "Насилие и священное" (М., 2000), М. Ямпольский "Память Тиресия" (М., 1993) и мн. др. Цель и задача работы не имеют научного содержания и представляют собой перечень учебных действий: "Так как целью моего диплома является выявить образ мантиса в произведении Геродота «История» и трагедиях Софокла «Антигона» и «Эдип-царь», первой задачей является изучить биографии, творчество авторов и предысторию произведений". Автор демонстрирует незнание базовых литературоведческих понятий, не владеет терминологией. Познания автора в области истории и культурологии также незначительны, что отражается на степени значимости выводов по итогам проделанного анализа, ср.: "Итак, из диалога Тиресия и Креонта я узнала, что Тиресий – слепой старец, ходит с мальчиком-поводырем, гадатель, вероятно жрец, уважаем царем, которому часто помогает" (§1.1); "Вероятно, Аполлонийская область, где жил Евений, названа в честь бога Аполлона, который изначально был богом, пасшим овец, иногда встречаются изображения Аполлона в виде барана. Позже Аполлон становится богом света, затем начинает предсказывать будущее. Еще позднее признается покровителем искусства, поэзии и музыки. Итак, из «Истории» Геродота я узнала легенду, связанную с происхождением первого аполлонийского пророка" (§1.2). Во второй части работы автор демонстрирует весьма скудные познания в области философии, незнание основной терминологии и отсутствие достаточных сведений по истории философской мысли. Автор не владеет научным стилем изложения, допускает логические погрешности. "Его (Сократа - П.Т.) последователь Платон записал диалоги, которые имели тот же эффект, как и сократовские беседы, только в них отражались еще и платоновские учения. Надо заметить, что во всех диалогах Платона философ идет от незнания к знанию, при этом изначально зная, чего он хочет достичь, какую вершину покорить, о какой истине провозгласить"; "Меня больше в этом диалоге (что? - П.Т.) не сами философские рассуждения о любви, а диалектика. Диалектика – это умение правильно, рационально вести речь, умение задавать вопросы и отвечать на них так, чтобы прийти к правильному мнению, это особый путь, который проходят собеседники для достижения истины (§2.1). Для более детального анализа поставленной в тексте исследования проблемы желательно более внимательное знакомство с работами по истории античной литературы и философии, см. исследования Андре Боннара "Греческая цивилизация" (М., 1991-92), "Античность как тип культуры" (под ред. А.Ф. Лосева, М., 1988); по основам теории литературы и анализа литературного текста, см. учебник В.Е. Хализева «Теория литературы» (любое издание), учебник «Введение в литературоведение» под ред. Л.В. Чернец. М., 2006 (второе изд.). | |||
Рекомендация к участию: ЮНК - XXIX, Обнинск - очная конференция | |||
Форма участия: доклад |