Вы находитесь на старой версии сайта. Чтобы перейти на новую версию, нажмите на ссылку new.future4you.ru

Статистика

Просмотрено статей : 164890819
Сейчас на сайте находятся:
 гостей: 2868
Наши официальные сообщества в социальных сетях:

b f t i


Шаги в науку - заочный конкурс  2012-2013 учебного года   
Участник Боргер Артем Артурович

Результаты


НоминацияРаботаБаллыРезультат
Литературоведение (рецензия)Способы изучения фантастического в повести Гоголя «Нос» лауреат I степени
Мнение эксперта:
Работа А.А. Боргера интересная – особенно в той части, которая заявлена как самостоятельная. К сожалению, многие логические звенья Ваших рассуждений остались нам неизвестными, а жаль. Чувствуется, что Вы умеете мыслить и хотите научно работать, однако пока еще мысли «не причесаны» и многое приходится додумывать за Вас. Учтите, пожалуйста, это замечание в будущем. Вообще не оставляет ощущение Вашей торопливости. Вот, например, Вы пишете, что «тема работы: приёмы создания фантастики в повести Н.Гоголя "Нос"». Все-таки от данной темы Вы уходите. Иначе Вам пришлось бы рассматривать обыгрывание Гоголем городских легенд, анекдотов, типизацию пословиц, фантастику явленную и завуалированную (по Ю. Манну). Но ведь цель у Вас другая, судя по тем выводам, к которым Вы пришли. Вы рассматриваете мотивы, сопутствующие переосмыслению традиционных (романтических) фантастических приемов. Много повторов. На с. 16 сказано: «Во-вторых, определен предмет приложения фантастики — социальность (природа фантастического в ранних произведениях идентифицировалась со сверхъестественной силой), ее метод — реалистический, ее функция — сатирическая». С одной стороны, Вы правы. Особенное значение носа как самой заметной части определяется в плане фундаментального гоголевского разделения мира на скрытое от глаз и видное всем. Здесь сокрыто стремление каждого гоголевского персонажа что-то выставить наружу, а что-то спрятать. Как для героев, так и для автора важно публичное, видное всем и важен сам акт публичного обнаружения, выставления напоказ. Свою писательскую задачу Гоголь так и формулировал: «выставлять напоказ пошлость жизни, пустоту жизни». Нос – эмблема публичности – оказывается знаком существования. Дав объявление в газету о пропаже носа, Ковалев думает найти внутреннюю свою личность (нос помогает ощутить независимую индивидуальную сердцевину). Он говорит: «Да ведь я вам не о пуделе делаю объявление, а о собственном моем носе: стало быть, почти то же, что о самом себе». Покушение на лицо Гоголь предъявляет как улику обезличившемуся человеку и современному человечеству. В изображении Петербурга Гоголь создает своеобразный шумовой фон – скрип перьями, разборки папок – связанный со сферой бумажного, делового производства. Гоголь дает мировому искусству картины формализованного мира, он понимает бюрократизм как одну из форм взаимоотчуждения. Однако Ваша фраза о «реалистичности» писателя требует корректировки. Гоголь нарочито акцентирует внимание на «всамделишности» и объективности всего происходящего. Казалось бы, Ковалеву снится сон, но его реакция на пропавший нос совпадает с реакцией остальных лиц: чиновника газетной экспедиции, полицейского врача. Если это сон, то он снится многим. Рубеж пробуждения приобретает важную роль: с него начинается не только новый хронологический отрезок времени, но и новый строй взаимоотношений и связей, совершенно не похожий на все то, что было «вчера», начинается новая реальность – ирреальная. Но Ковалев относится к ситуации как к обыденности. Таким образом Гоголем найден любопытный эффект реального отношения к фантастическому, ирреальному. Причем в повести создается ситуация «анонимности сверхличных сил», т.е. устранен источник фантастики. Все происходящее Ковалев пытается объяснить привычным: либо виновата Александра Подточина, пожелавшая женить его на своей дочери, либо комически допускается, что «черт хотел подшутить». Обо всем этом хорошо написал С.Г. Бочаров в упоминаемой Вами работе. Кроме того, есть и еще доводы, уводящие нас от характеристики Гоголя как реалистического писателя. Вы же сами указываете на значимость «религиозной» символики, подчеркиваете, что основа повести «Нос» – это гротеск. Когда Ковалев лишается носа, все его усилия сходят на нет: он лишен яркой детали внешности и не может без нее появиться в обществе. Ковалев без носа испытывает отчуждение, но это отчуждение всякого человека. Право на отчуждение уже не обусловлено, как в романтизме, элитарностью, исключительностью. Так и кажется, что в следующий момент в подобном положении может оказаться любой. Речь идет не просто о перемене – рушится весь образ жизни, угроза нависает над коренными основами индивидуального существования (см. похожесть героя Ковалева на героя Кафки Грегора Замзу (см. «Превращение»). Повесть отличает то, что странное событие наступает внезапно, неотвратимо, без всякой подготовки, полностью отсутствует мотивация. Вместо нее предлагаются штрихи к мнимой предыстории. Например, жена цирюльника убеждена, что ее муж так теребит клиентов за носы, что они «еле держатся» и т.д. (см. работы Ю. Манна). Новый, неожиданный смысл может получить «Нос» Гоголя, если мы вспомним один из эпитетов смерти – «безносая». Нос, отдельный от лица, есть неживой кусок плоти, но он живет, обманув смерть, ездит по Петербургу в карете и даже посещает церковь. И здесь спрашивается: если, умерев, способна ожить отдельная часть тела, то, может быть, избежит смерти и все тело? Похоже, что здесь мы имеем дело с мучившим Гоголя, болезненным для него вопросом о теле и смерти. Таким образом, мы выходим на вечные экзистенциальные вопросы, решаемые Гоголем, но не решаемые исключительно в реалистической манере. Везде нужно указывать цитируемый источник. Так, на с. 12 сказано: «Если религиозный живописец из «Портрета» освобождается от воздействия демонических сил, прорываясь из обманного пространства в пространство сакральное; истинный путь предстаёт как движение по вертикали, вверх», - пишет В.Н.Топоров». Но Топоров не указан в Списке использованной литературы! Стало быть, Вы его слова передает по чьей-то цитате, об этом нужно сказать.
Рекомендация к участию:
Шаги в науку - очная конференция (Олимпиец)
Форма участия:
доклад