Вы находитесь на старой версии сайта. Чтобы перейти на новую версию, нажмите на ссылку new.future4you.ru

Статистика

Просмотрено статей : 165345059
Сейчас на сайте находятся:
 гостей: 1137
Наши официальные сообщества в социальных сетях:

b f t i


ЮНК - Север, заочный конкурс 2010-2011 учебного года
Участник Семёнова Анастасия Сергеевна

Результаты


НоминацияРаботаБаллыРезультат
Социология (рецензия)Анализ ценностных ориентиров и профессиональной направленности учащихся 9 -11 классов МБОУ Зайцевореченская ОСШ лауреат I степени
Мнение эксперта:
Автор исследует такое явление как "профессиональное самоопределение молодёжи". Автор рассматривает в комплексе следующие аспекты вопроса: профессиональное ориентирование, ценностная иерархия, социальное самочувствие. Автор применяет как общенаучные, так и частнонаучные методы для исследования. Во введении автор рассматривает модель своего исследования. Автор выдвигает следующую гипотезу: "у большинства старшеклассников ещё не сформировалось профессиональное видение мира, не активизировалась система ценностей характерная для конкретных специальностей, что в итоге и определит невыраженность профессиональной направленности". Автор ставит в работе цель: "анализ ценностных ориентиров и профессиональной направленности учащихся 9 -11 классов МБОУ Зайцевореченская ОСШ". Автор пишет, что предметом исследования являются: "ценностно - смысловые компоненты профессиональной направленности учащихся 9 -11 классов МБОУ Зайцевореченская ОСШ". Как представляется, в данном случае необходимо следующее уточнение: предметом является профессиональное ориентирование учащихся. В этом явлении можно выделить отдельные компоненты. Автор пишет, что "актуальность проблемы усиливается, когда речь касается вопросов психологической адаптации учащихся в новых системах образования (психологической, профориентационной), связанных с проблемой формирования профессионального самоопределения". В данном случае необходимо отметить, что вопросы формирования механизмов адаптации и дезаптации рассматриваются по-разному с позиций различных парадигм. В первой главе автор рассматривает понятие "профессиональное самоопределение". Автор рассматривает это понятие с привлечением научной литературы. Автор на основе обобщения привёл данные об "иерархической классификации мотивационных факторов трудовой деятельности" в таблице. Автор пишет, что "основываясь на изложенных рассуждениях, под уровнем профессиональной направленности понимается степень соответствия ведущего мотива предпочтения профессии (следовательно, личностного смысла) объективному содержанию профессии. При высоком уровне направленности близким и нужным человеку является наиболее существенное в данной деятельности, то, в чем состоит её объективное назначение". В данном случае, как представляется, присутствует определённое упрощение. Можно выделить в профессиональном ориентировании две модели: идеальную и эмпирическую. В первой модели присутствуют представления о профессиональной деятельности в идеальном стереотипе. Во второй модели присутствуют представления о профессиональной деятельности в соотношении с конкретной деятельностью и конкретными представителями этой профессии. Далее автор рассматривает такое понятие как "ценностные ориентации личности". Автор пишет, что "ценностные ориентации личности это продукт социализации индивидов, то есть освоения общественных, политических, нравственных, эстетических идеалов и непреложных нормативных требований, предъявляемых к ним как членам данных социальных общностей". В данном случае, как представляется, необходимо отметить и роль самоидентификации индивида: культурной, этнической, национальной. Автор пишет, что "непротиворечивость ценностных ориентаций – показатель устойчивости личности, тогда как противоречивость свидетельствует о неустойчивости, то есть незрелости, маргинальности. Формирование системы ценностных ориентаций знаменует, таким образом, становление личности как активного субъекта социальной деятельности. Ценностные ориентации органично связаны с потребностями человека". В данном случае, как представляется, тезис о том, что "противоречивость ценностных ориентаций свидетельствует о неустойчивости, то есть незрелости, маргинальности", является спорным. В данном тезисе ставится знак равенства между стабильностью психологического профиля и системой ценностью индивида. Система ценностей не является статической и закрытой системой. Она меняется и зависит от множества факторов, как субъективного, так и объективного характера. Поэтому наличие в системе ценностей разнонаправленных векторов, как представляется, не может быть основанием для вывода о нестабильности или незрелости или маргинальности. Автор пишет, что "для развития профессиональной направленности необходима такая организация деятельности учащихся, которая актуализировала бы противоречие между требованиями предпочитаемой деятельности и её личностным смыслом для человека". В данном случае, как представляется, необходимо объяснить содержание данного тезиса. Во второй главе автор представил объекты конкретного социологического исследования. Автором было привлечено к исследованию 23 индивида. Как представляется, количество данной социологической выборки недостаточно большое. При возможности, автору рекомендуется увеличить число выборки за счёт привлечения большего количества индивидов, в данном случае учащихся из других образовательных учреждений. Кроме этого, в представленной выборке можно отметить, что нарушено репрезентативность на уровне гендерного подхода. Автор пишет, что из 23 учащихся 70% процентов составили женщины, 30% составили мужчины. В третьей главе автор представил результаты конкретного социологического исследования. Автор отмечает ряд трендов на основе изученных данных. В частности, автор отмечает, что происходит ориентирование сельской молодёжи на городскую агломерацию в качестве среды для профессиональной занятости. Автор на основе изученных данных составил рейтинг профессиональной деятельности. Автор пишет, что "на третьем месте оказались профессия предпринимателя". В данном случае, как представляется, этот тезис является спорным. Как представляется, нет такой профессии как предприниматель. Есть такая профессиональная деятельность. В заключении автор пишет, что "что у испытуемых обнаружена слабая осмысленность выбора специальности и ценностно – смыслового восприятия будущей профессии". В данном случае, как представляется, автор говорит как о субъективном факторе – системе ценностей индивида, так и об объективном факторе – недостаточном уровне профессионального ориентирования учащихся. Автор предлагает для развития системы профессионального ориентирования учащихся определённый комплекс мер, направленный как на диагностику индивида, так и на улучшение уровня информационного представления о профессиональной деятельности среди учащихся. Автору рекомендуется учесть замечания по работе. Представленная работа отвечает требованиям, предъявляемым к научному докладу учащихся. Автору предлагается присвоить звание Лауреат заочного конкурса, Диплом 1-й степени.
Рекомендация к участию:
ЮНК - Север, очная конференция
Форма участия:
доклад