Интеллектуально - Творческий Потенциал России
Национальная Образовательная Программа
Номинация | Работа | Баллы | Результат |
---|---|---|---|
Биология растений (рецензия) | Эфиромасличные структуры растений | лауреат II степени | |
Мнение эксперта: Работа ученицы 11 класса Кутлиевой Гузели «Эфиромасличные структуры растений» посвящена подробному исследованию большого количества растительного материала с применением нескольких достаточно трудоемких методов. Автор освоила методы экстракции ароматических веществ из растительного сырья путем дистилляции, приготовления и окраски микропрепаратов; составила большую коллекцию фотоматериалов. Автор зачем-то сразу скромно ограничивает свою целевую аудиторию, назвав ее «узким кругом читателей, интересующихся ботаникой в рамках специализации в сфере конкретных вопросов». А между тем работа интересна также с позиций фармакогнозии и методологии школьного эксперимента. Выполненный объем работ в данном исследовании действительно впечатляет. Но конкурсная работа была бы гораздо более выигрышной, если бы не некоторая сумбурность изложения, странные для научной работы стиль изложения и оформление. Так, например, стиль раздела «Введение» страдает легкой степенью наивного бюрократизма, заключающегося в некоторой пафосности описания этапов и методов исследования. Раздел «Обзор литературы» в работе отсутствует. Между тем, в конце работы можно увидеть список из пяти литературных источников. По мнению эксперта, можно было бы ввести читателя, не относящегося к «узкому кругу ботаников», в курс дела, проанализировав работы других авторов по данной и близким темам. (К счастью, впрочем, эксперт оказалась именно ботаником!). На с. 4 в описании методов исследования встречено словосочетание «электронный микроскоп», наводящее на мысль: «Какая невероятная приборная база у средней школы № 8 г. Когалыма!». Но далее по тексту читатель понимает, что речь идет о цифровом, а не об электронном микроскопе. В разделе «Подробная методика...» неудачные заголовки разделов типа «1. Методика.», «2. Методика.»... На самом деле и так понятно, что то, что описывает автор в данном разделе – это методики. Следует также избегать формулировки «Основная часть» в качестве раздела работы. В данных конкурсных материалах встречается необычное в научных текстах применение термина «микроскопия». На самом деле микроскопия – это совокупность методов, а у Г. Кутлиевой можно встретить обороты типа «альбом микроскопии», «полученная микроскопия». В данном случае рационально было бы использовать понятие «микрофотография». Раздел «Практические выводы», растянувшийся более чем на три страницы конкурсной работы, содержит большой объем информации из литературных источников вперемежку с довольно подробным описанием результатов собственных исследований и таблицами, содержание которых свидетельствует о том, что они взяты из какого-то литературного источника, но не являются авторскими. (Если на этот счет эксперт ошибается, то в таком случае Кутлиева Г. забыла привести в работе методы определения плотности эфирного масла, методы расчетов практического выхода масла на 50 г. сырья и т. д.). По сути и по форме выводы должны быть краткими и информативными «выжимками» из результатов собственного исследования, а в данной работе они замаскированы слишком большим количеством сопутствующего текста. К слову о страницах. В работе отсутствует нумерация страниц, что затрудняет ориентирование в тексте. И еще одним из заметных недочетов работы, поданной на конкурс на секцию «Биология растений», является недостаток видовых латинских названий исследованных растений. В представленных материалах наблюдается избыток приемов выделения текста: это (в различных сочетаниях) и полужирный шрифт, и курсив, и подчеркивание. Понятно, что автору хотелось подчеркнуть значимость отдельных терминов и понятий, но следовало бы все-таки ограничиться меньшим количеством опций программы Word. В целом, конечно, Кутлиевой Гузелью проведена очень интересная работа, но над представлением подобных исследований автору и ее научному руководителю нужно еще поработать. | |||
Рекомендация к участию: ЮНК - Север, очная конференция | |||
Форма участия: доклад (доработка) |