Вы находитесь на старой версии сайта. Чтобы перейти на новую версию, нажмите на ссылку new.future4you.ru

ЮНК - Сибирь, заочный конкурс  2011-2012 учебного года 
Участник Атоян Ваган Арменович

Результаты


НоминацияРаботаБаллыРезультат
Литературоведение (рецензия)Отражение "Лествицы" Иоанна Синайского в произведениях русской литературы: повесть "Шинель" Н.В. Гоголя и повесть "Сотников" В.В. Быкова лауреат III степени
Мнение эксперта:
Обнаружение каких-либо сходных психологических мотивировок, рассмотренных св. Иоанном Лествичником, и обусловивших поступки героев Гоголя и Быкова, конечно, интересно. Но попытка установления прямых зависимостей и влияний ведет к натяжкам. Прежде всего возникает вопрос, каковы критерии сравнительного анализа произведений, созданных по совершенно разным законам («Лествица» - памятник аскетической литературы, а «Шинель» и «Сотников» - произведения художественной литературы). Без определения критериев возникают все последующие недочеты в анализе произведений. Формулировка цели: «влияние «Лествицы» на повесть В.В.Быкова «Сотников» и повесть Н.В.Гоголя «Шинель» - изначально заключает в себе неверный посыл.Возможно заимствование тех или иных образов, мотивов и т.п., но не «влияние». «Лествица» могла оказать какое-либо влияние на миросозерцание писателя, но не на произведение как таковое. В «гипотезе», которую не надо формулировать в литературоведческих работах, опять-таки неверная установка: «Если на мировоззрение и творчество Н.В. Гоголя и В.В. Быкова оказала влияние «Лествица» Иоанна Синайского, то в выражении авторской позиции в произведениях этих писателей будут звучать христианские заповеди, образы, мотивы». А если верующий человек знает Евангелие, сочинения других отцов Церкви, а не «Лествицу», то у него не будут «звучать христианские заповеди, образы, мотивы»? Анализ художественного произведения не должен сводиться к констатации близости образов, мотивов и т.п. каких-либо произведений. А если это сходство установлено, то следует определить, в чем особенности создания и функционирования этих образов или мотивов в конкретном произведении. Важно увидеть и объяснить, как автор достигает того или иного эффекта, почему его герои производят сильное впечатление на читателя. Что касается образа Акакия Башмачкина, то о его близости Акакию из 4 слова Лествицы исследователи писали неоднократно, о чем сказано в работе О.Г.Дилакторской «Фантастическое в "Петербургских повестях" Н.Гоголя» (Владивосток, 1986). Но есть более убедительная агиографическая параллель – преподобномученик Акакий Новый (Афонский патерик), рассмотренная В.И.Ширинкиным («Литература», 2009, № 15). Сопоставление повести Быкова и 15 слова Лествицы не является литературоведческим анализом. Здесь можно говорить об особенностях психологизма писателя, но утверждение, что именно Лествица повлияла на него, не имеет обоснования.
Рекомендация к участию:
ЮНК - XXVII, Обнинск - очная конференция (I сессия)
Форма участия:
доклад (доработка)