Вы находитесь на старой версии сайта. Чтобы перейти на новую версию, нажмите на ссылку new.future4you.ru

Российский заочный конкурс "Юность, наука, культура"  2011-2012 учебного года 
Участник Ерошенко Дарья Александровна

Результаты


НоминацияРаботаБаллыРезультат
Литературоведение (рецензия)Романтизм и элементы фантастики в творчестве В. А. Жуковского лауреат III степени
Мнение эксперта:
В целом основная цель исследования («определить место и значение фантастических мотивов в романтических стихах и балладах В. Жуковского») в данной работе достигнута, основные задачи его решены. На мой взгляд, основное достоинство данной работы – предпринятый автором самостоятельный анализ художественных и содержательных особенностей стихотворения Жуковского «Море». Здесь, действительно, автор демонстрирует навыки филологического анализа текста, обращая внимание на предметно-образный уровень, композицию, стилистические и фонические особенности лирического текста. Правда, в этом фрагменте работы немало неточностей или недоговоренностей, не совсем верных формулировок. Например, о жанре элегии сказано, что « элегия как стихотворение, посвященное грустным размышлениям, максимально полно выражает своеобразие лирического героя именно Жуковского с его стремлением к гармонии и покою». Но только ли «грустные размышления» характеризуют элегию как жанр, а как соотносится «Море» с важнейшими элегическими темами и мотивами? И если, как утверждает автор, «всё в этой элегии было новым: художественный образ, философское звучание, отнюдь не элегическое настроение. Сохранился лишь привычный для Жуковского образ неба», то почему все же перед нами именно элегия? И как это романтическое стихотворение соотносится с сентиментализмом (в работе подчеркивается, что «в стихотворении встречаем большое количество слов, присущих сентиментальной поэтике Жуковского, например, «таинственный», «сладостный», «тишина» и т. д.)? Вызывает возражения (по крайней мере, требует уточнений) и формулировка главной идеи (позиции автора). Ср.: «Не случайно последние строки раскрывают главную идею элегии. Истинная жизнь состоит в вечном движении, в вечной борьбе. Нельзя успокаиваться, нельзя смиряться» – и противоречащее этому утверждению другое положение автора: «В. Жуковский считает, что состояние моря во время бури неестественно для моря». В некоторых случаях автор называет поэтические приемы, но не указывает их – ср.: «В начале стихотворения море как будто спит. Оно спокойное, лазурное. Поэт использует приём анафоры, чтобы обратить на это внимание читателя». Где именно и какая анафора? По поводу стихов Ты бьёшься, ты воешь, ты волны подъемлешь, Ты рвёшь, ты терзаешь враждебную мглу… – сказано, что «трёхсложные стопы в приведённых строках разделены паузами, передающими мерные удары волн». Однако это верно лишь в отношении первой строчки, во второй «стоподеление» не совпадает со словоразделом, поэтому и совпадения с паузами, строго говоря, нет – здесь как раз важен некий «сбой», усиливающий впечатление неспокойных, рвущихся волн! Также отмечено, что «по – особому звучат в романтическом контексте славянизмы, архаизмы, придающие элегии окраску высокого поэтического стиля», но при этом не названы эти лексические единицы – какие именно славянизмы и архаизмы выделяет автор? Что касается других аспектов исследования, то здесь главный недостаток – обращение Д. Ерошенко к заведомо «хрестоматийному» материалу. Трудно молодому исследователю увидеть что-то новое в произведениях, по поводу которых написаны масса статей и книг, поэтому постоянно возникает ощущение «пересказа» уже хорошо известных положений и замечаний. Наверное, автору следовало бы обратиться к менее изученному материалу или постараться найти свой «угол зрения в изучении уже известного. Кстати, текст работы необходимо вычитать, встречаются невнятные формулировки и несогласованные предложения (например: «Это было не просто литературное направление целой эпохи морального развития, имевший свой особенный цвет, проводивший в жизнь особое воззрение…») И еще – в оглавлении часть первая ГЛАВЫ 2 называется «Фантастика в литературе начала ХIХ в.», однако рассматриваются здесь только произведения Жуковского – происходит сужение заявленной темы исследования. Автор – лауреат 3-й степени заочного конкурса.
Рекомендация к участию:
ЮНК - XXVII, Обнинск - очная конференция (I сессия)
Форма участия:
доклад