Вы находитесь на старой версии сайта. Чтобы перейти на новую версию, нажмите на ссылку new.future4you.ru

ЮНК - Сибирь, заочный конкурс  2010-2011 учебного года
Участник Бабуева Номин Жимбаевна

Результаты


НоминацияРаботаБаллыРезультат
Педагогика и психология (рецензия)Исследование образа Я подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию лауреат I степени
Мнение эксперта:
Автор исследует такое явление как "образ Я" подростков. Автор исследует это явление в аспекте социальной психологии. Этот феномен автор исследует на основе анализа двух понятий, а именно: "Я - концепция" и "трудная жизненная ситуация". Автор пишет, что "ежегодно численность населения России сокращается на 600-800 тысяч человек, в значительной степени - за счет превышения смертности над рождаемостью населения". Автору рекомендуется оформлять ссылку на оригинальный текст в соответствии с принятым ГОСТом. Автор пишет, что "согласно мнению Б. Г. Ананьева, сознание, пройдя через многие объекты отношений, само становится объектом самосознания и, завершая структуру характера, обеспечивает его целостность, способствует образованию и стабилизации личности". Автору рекомендуется оформлять ссылку на оригинальный текст в соответствии с принятым ГОСТом Автор пишет, что "сегодня одной из наиболее часто встречающихся проблем, с которыми сталкиваются психологи, является проблема нарушения внутрисемейных взаимоотношений. Неблагоприятный тип воспитания и обращение с ребенком имеют серьезные, порой даже драматические последствия для психического развития подростка, формирования его характера и самооценки. Поэтому тема формирования "образа Я" у подростков из неблагополучных семей является актуальной". В данном случае, возможно, говорить о влиянии "внутрисемейных взаимоотношений" "для психического развития подростка". Однако автор сужает поле исследования только к "неблагополучным семьям", тогда как проблема межличностных взаимоотношений существуют не только в этом виде современной российской семьи. Как представляется, такой выбор ограничивает исследование. Далее автор рассматривает такое понятие как "трудная жизненная ситуация". Автор пишет, что "понятие трудная жизненная ситуация в целом определяется (Дементьева И.Ф., Евграфова И.Н., Кусов А.Ф.) как временная, объективно или субъективно создавшаяся ситуация; неизбежное событие в жизненном цикле, порождающее эмоциональные напряжения и стрессы; препятствия в реализации важных жизненных целей, с которыми нельзя справиться с помощью привычных средств; ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность; нарушение привычных внутренних связей; невозможность реализации внутренних стимулов( мотивов, стремлений, ценностей)". Автору рекомендуется оформлять ссылку на оригинальный текст в соответствии с принятым ГОСТом. В данном случае необходимо отметить определённые сложности в определении понятия "трудная жизненная ситуация". По мнению Е. В. Битюцкой, "при анализе жизненных трудностей в психологии используется широкий круг понятий: критические поворотные события (S. Folkman, R. Lazarus), травматические события (J. Brennan, S. Haynes, J.L. Herman), трудная ситуация (Л.И. Анцыферова, С.К. Нартова-Бочавер), жизненные события (Л.Г. Дикая, А.В. Махнач), жизненные ситуации (Л.Ф. Бурлачук, Е.Ю. Коржова), экстремальная ситуация (М.Ш. Магомед-Эминов), кризисная ситуация (В.В. Нуркова), критическая ситуация (Ф.Е. Василюк), напряженная ситуация (М.И. Дьяченко) и др. Каждый из этих видов подчеркивает содержательную специфику составляющих ситуацию явлений. Объединяющей для перечисленных терминов в отечественной психологии является категория "трудная жизненная ситуация". Однако, несмотря на широкое использование этого понятия в научной литературе и обыденной жизни, в настоящее время не существует его общепризнанного определения". / Битюцкая Е. В. Когнитивное оценивание и стратегии совладания в трудных жизненных ситуациях: автореф. дис. канд. псих. наук: Москва, 2007. - 30 с. // (http://www.psy.msu.ru/science/autoref/bityutskaya.pdf) Автор пишет, что "изучая эмоциональные переживания детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, ученые установили, что все они переживают состояния стресса, фрустрации, конфликта и кризиса, которые оставляют значимый след в психике. Исследуя возрастные особенности детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, отечественные психологи выявили личностные характеристики, которые не позволяют ребенку стать субъектом жизнедеятельности". Автору рекомендуется оформлять ссылку на оригинальный текст в соответствии с принятым ГОСТом. Автор пишет, что "опираясь на вышесказанное, мы определяем трудную жизненную ситуацию детей как ситуацию, порождающуюся совокупностью факторов объективного и субъективного характера, специфических для данной возрастной группы. Отсутствие объективных возможностей проявляется в нарушении ценностного отношения к ребенку со стороны взрослых, ослаблении необходимых социальных связей. Дефицит субъективных возможностей становления ребенка как полноценного субъекта своей жизнедеятельности находит свое отражение в искажениях представлений детей о способах жизнедеятельности людей, в доминировании отрицательных эмоциональных состояний, в неадекватном характере взаимодействия с социумом". В данном случае в этом определении, как представляется, отсутствуют основные критерии понятия "трудная жизненная ситуация". По мнению Е. В. Битюцкой, "специфика психологического подхода состоит в том, что ситуация рассматривается как взаимовлияние личности и среды, при котором ведущая роль отводится субъективным факторам: переживанию и пониманию ситуации человеком, отношению к ней, интерпретации событий. Основы такой методологической позиции были заложены в работах К. Левина, Л.С. Выготского, У. Томаса. При этом ведущая роль отводится субъективной картине ситуации, складывающейся в индивидуальном сознании. При всём многообразии терминов, характеризующих различные аспекты трудности ситуаций (кризисные, критические, экстремальные, напряженные, травматические ситуации), остаётся открытым вопрос о том, какие события и на основе каких критериев категоризуются как ТЖС". / Битюцкая Е. В. Когнитивное оценивание и стратегии совладания в трудных жизненных ситуациях: автореф. дис. канд. псих. наук: Москва, 2007. - 30 с. // (http://www.psy.msu.ru/science/autoref/bityutskaya.pdf) Автору рекомендуется привлечь более широкий круг современной научной литературы для анализа понятия "трудная жизненная ситуация". Далее автор рассматривает понятие "Я - концепция". Автор пишет, что "Я - концепция - это "теория самого себя" или установка относительно собственной личности имеет более динамический изменчивый характер, нежели Я - идентичность. Развитие Я - концепции в подростковом возрасте начинается с уяснения качеств своего "наличного" Я, оценки своего тела, внешности, поведения, способностей. Принятие подростком своего тела определяет принятие себя. Различаются две формы Я - концепции: реальная и идеальная. Реальная - представление о себе (необязательно реалистичное), собственная оценка. Идеальная Я - концепция - это самооценка в координатах, "каким бы я хотел быть"". В данном случае можно уточнить содержание такой парадигмы как "Я - концепция". Я - концепция "(англ. self-concept) - развивающаяся система представлений человека о самом себе, включающая: а) осознание своих физических, интеллектуальных, характерологических, социальных и пр. свойств; б) самооценку, в) субъективное восприятие влияющих на собственную личность внешних факторов. Понятие Я-к. родилось в 1950-е гг. в русле феноменологической, гуманистической психологии, представители которой (А. Маслоу, К. Роджерс), в отличие от бихевиористов и фрейдистов, стремились к рассмотрению целостного человеческого Я как фундаментального фактора поведения и развития личности. Значительное влияние на становление этого понятия оказали также символический интеракционизм (Ч. Кули, Дж. Мид) и концепция идентичности (Э. Эриксон). Однако первые теоретические разработки в области Я-к. бесспорно принадлежат У.Джемсу, разделившему глобальное, личностное Я (Self) на взаимодействующие Я-сознающее (I) и Я-как-объект (Me)". / Большой психологический словарь. - Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. - М: Олма-пресс, 2004. // http://vocabulary.ru/dictionary/30/word/%DF-%CA%CE%CD%D6%C5%CF%D6%C8%DF По мнению Р. Бернса, "в большинстве определений установки подчеркиваются три главных элемента: Убеждение, которое может быть как обоснованным, так и необоснованным (когнитивная составляющая установки). Эмоциональное отношение к этому убеждению (эмоционально-оценочная составляющая). Соответствующая реакция, которая, в частности, может выражаться в поведении (поведенческая составляющая). Применительно к Я-концепции эти три элемента установки можно конкретизировать следующим образом: Образ Я - представление индивида о самом себе. Самооценка - аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением. Потенциальная поведенческая реакция, то есть то конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой". Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание /Пер. с англ. - М.: "Прогресс", 1986. // (http://psyberlink.flogiston.ru/internet/bits/burns1.htm#1p1) Далее автор на основе конкретных социологических методов проводит исследование подростков, которые попали в "трудную жизненную ситуацию". Выборка составила 215 человек в возрасте от 11 до 14 лет. Однако автор не указывает в выборке соотношение между мужчинами и женщинами. Кроме этого, выбор возраста в выборке автор не обосновывает. Как представляется, автор мог бы выбрать возраст от 12 до 16 лет. Автор пишет, что "для выявления подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию мы исходили из Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка РФ", где определена категория детей, находящихся в трудной жизненной ситуации". Однако в данном случае возникает противоречие между понятием "трудная жизненная ситуация" в психологии и в юриспруденции. Автор анализировал понятие "трудная жизненная ситуация" в рамках именно психологической парадигмы, а не парадигмы юриспруденции. Таким образом, выбор автора понятия "трудная жизненная ситуация" на основе парадигмы юриспруденции является, как представляется, необоснованным. В данном случае автору рекомендуется согласовать теоретическую и эмпирическую часть своего исследования. Автор пишет, что "для изучения содержательных характеристик идентичности личности мы применяли методику «Кто я?» Куна и Макпартленда. Вопрос «Кто Я?» напрямую связан с характеристиками собственного восприятия человеком самого себя, то есть с его образом «Я» или Я-концепцией". В данном случае можно уточнить, что тест представляет собой технику, основанную на использовании нестандартизированного самоописания с последующим контент - анализом. С помощью контент - анализа исследователями найдены две ключевые категории самоописаний, а именно: "присоединяющие" и "дифференцирующие". Направления интерпретации данной методики широко представлены в психологической литературе: определение количества категорий у каждого испытуемого, как критерия разнообразия жизнедеятельности испытуемого; анализ содержания категорий самоописания и частота их проявления в группе подростков; половая дифференциация в категориях; анализ проблемных сфер; оценка общего эмоционального фона; присутствие прошлого, настоящего, будущего или определений "вне времени"; оценка сложности самоописания. Кроме этого, необходимо отметить положительные и негативные свойства этого теста. Достоинством данной методики состоит в потенциальном богатстве оттенков самоописания и в возможности анализировать самоотношение, выраженное языком самого субъекта, а не навязанным ему языком исследования. Это, однако, является одним из ограничений этого метода, по сравнению со стандартизированным самоотчётом, – субъект с низкими лингвистическими способностями и навыками самоописания оказывается в худшем положении по сравнению с человеком, обладающим богатой лексикой, навыками самоописания и опытом рефлексии для передачи своих переживаний. Эти различия могут затемнять различия в самоотношении и "Я - концепции" в целом. Диагностическое использование теста затрудняется отсутствием социокультурных нормативных показателей, данных о валидности и надёжности. Автору рекомендуется учесть замечания по работе. Представленная работа отвечает требованиям, предъявляемым к научному докладу учащихся. Автору предлагается присвоить звание Лауреат заочного конкурса, Диплом 1-й степени.
Рекомендация к участию:
ЮНК - Сибирь, очная конференция
Форма участия:
доклад