Вы находитесь на старой версии сайта. Чтобы перейти на новую версию, нажмите на ссылку new.future4you.ru

Статистика

Просмотрено статей : 165208203
Сейчас на сайте находятся:
 гостей: 1093
Наши официальные сообщества в социальных сетях:

b f t i


Российский заочный конкурс "Юность, наука, культура"  2010-2011 учебного года
Участник Гуляева Полина Михайловна

Результаты


НоминацияРаботаБаллыРезультат
Философия (рецензия)Воплощение идеала личности русской женщины второй половины 18 века лауреат I степени
Мнение эксперта:
Автор исследует такое явление как "женский характер" в русской культуре 18 века. Автор пишет, что "мы постарались проследить становление человеческого "я", цельности женского характера на примере портретов Д. Г. Левицкого". В данном случае не является ясной взаимосвязь между концепцией ""я" в русской культуре" и таким феноменом как "женский характер". Автору необходимо раскрыть понятие "женский характер", которое автор использует для анализа русской живописи 18 века. Кроме этого, автору необходимо обосновать эту взаимосвязь. Автор пишет, что "специального исследования искусствоведов, занимающихся вопросами философского осмысления личности, становления женского характера, не существует, поэтому мы обратились к работе Г. Вдовина, чтобы выяснить ведущую роль самосознания личности в портретах Левицкого и значения его портретов в русской культуре восемнадцатого века". Во-первых, автор выбрал для своего исследования только одну парадигму, а именно: ""я" в русской культуре. Представляется, что в данном случае автору необходимо привлечь к анализу и другие парадигмы. Культурологический подход. По мнению Н. В. Алферовой, "портрет как особый жанр является самым многозначительным: философским, социальным, эстетическим, психологическим "отпечатком культурного языка эпохи, личности", и в силу своей жанровой специфики он обладает большей, нежели другие жанры, художественной концентрацией модели мира и человека. <…> Специфика культурологического познания требует междисциплинарного подхода при изучении функционирования портретных образов в культуре. <…> Фундаментальные по глубине выводы по истории русского портрета содержат труды историков искусства: М. И. Андрониковой, М. В. Алпатова, А. Н. Бенуа, А. П. Белецкого, Г. К. Вагнера, Р. Ю. Виппера, Г. Габричевского, И. Е. Даниловой, М. Даниэля, О. А. Евангуловой, Л. Зингера, Т. В. Ильиной, М. К. Каргера, Т. Л. Карповой, А. В. Лебедева, В. Н. Лазарева, Н. М. Молевой, Е. С. Овчинниковой, А. Б. Стерлигова, Г. Ю. Стернина, Л. И. Тананаевой и других". / Алферова Н. В. Функции портрета в русской культуре: диссертация ... кандидата культурологии: Санкт-Петербург, 2006. - 173 с. // http://www.dissercat.com/content/funktsii-portreta-v-russkoi-kulture По мнению И. А. Неверовой, "в искусстве портрет представляет собой не только воспроизведение внешних особенностей индивида, но и выявление особенного и уникального - личности со своим внутренним миром. <…> Существующий между наукой и искусством принцип дополнительности дает возможность рассмотреть с позиций культурологии эволюцию художественного портрета как особую форму человекознания, в которой выражаются социальные, эстетические, этические, философские представления о личности в истории культуры. <…> В культурологическом аспекте особую важность для раскрытия темы представляют работы С. С. Аверинцева, М. М. Бахтина, С. Н. Иконниковой, М. С. Кагана, Ю. М. Лотмана, Б. В. Маркова, Т. В. Холостовой, М. Н. Цветаевой, так как здесь раскрывается теоретическое понимание портретного жанра как феномена культуры". / Неверова И. А. Художественный портрет как форма постижения человека в истории культуры: диссертация ... кандидата культурологии: Санкт-Петербург, 2008. - 149 с. . // http://www.dissercat.com/content/khudozhestvennyi-portret-kak-forma-postizheniya-cheloveka-v-istorii-kultury Гендерный подход. По мнению Е. А. Здравосмысловой и А. А. Тёмкиной, "исследование гендерных отношений постепенно становится неотъемлемой частью большинства социальных и гуманитарных наук. При этом разные науки и научные сообщества обладают разной степенью чувствительности к включению гендерной тематики в свое интеллектуальное поле. Наиболее гендерно сенситивными оказываются антропология, психология, социология, отчасти филология и философия; гендерно нечувствительными - политология, история, экономика. Трудно не согласиться с утверждением, что в России среди сложившихся обществоведческих дисциплин наиболее интенсивно в последние годы осваивает гендерную проблематику именно социология". / Здравомыслова Е.А., Тёмкина А.А. Социология гендерных отношений и гендерный подход в социологии. - 2004. // http://www.i-u.ru/biblio/archive/zdravomyslova_tender/ По мнению О. А. Ворониной, можно выделить "три основные теории гендера: 1) теория социального конструирования гендера; 2) гендер как стратификационная категория; 3) гендер как культурная метафора. <…> Гендерный подход в социальном и гуманитарном знании открывает широкие возможности для переосмысления культуры. Гендер как культурная метафора, теория деконструкции гендера - в основном в гуманитарных науках: философии, истории, литературоведении, культурологии". / Воронина О. А. Социокультурные детерминанты развития гендерной теории в России и на Западе. - Общественные науки и современность. - 2000. - № 4. С. 9-20. // http://www.ecsocman.edu.ru/text/17434841/ По мнению А. Усмановой, "история и теория искусства - одна из тех областей гуманитарного знания, где традиционные (в данном случае – "патриархальные") подходы и ценности классического искусствознания все еще доминируют и труднее всего изживаются. Нормативная эстетика XVIII века и канонические суждения художественных критиков XIX века образуют тот теоретический каркас, который все еще в ходу у многих современных искусствоведов, которые зачастую продолжают использовать традиционные модели интерпретации и архаический язык для анализа не только классического, но также и современного искусства. <…> C точки зрения многих авторов (Ю.Кристева, Д.Батлер, Л.Иригарэй) "гендер" - это прежде всего эффект репрезентации, перформанса, это процесс дифференциации мужского женского посредством различных культурных практик - языка, литературы, искусства, науки". / Усманова. А. Женщины и искусство: политика репрезентации. - 2004. // http://www.i-u.ru/biblio/archive/usmanova_jenshini/default.aspx?search=%e3%e5%ed%e4%e5%f0#st Во-вторых, как представляется, необходимо построить конкретную модель для анализа портретов Д. Г. Левицкого, в которой были бы представлены следующие конструкты социокультурного пространства, а именно: русская культура 18 века русское искусство 18 века портрет в русском искусстве 18 века творчество Д. Г. Левицкого как отражение художественного образа женщины в 18 веке. В работе, как таковой, представлен только последний уровень такой модели. Соответственно творчество Д. Г. Левицкого анализируется вне рамок определённого социокультурного пространства, что делает такой анализ менее обоснованным. Автор пишет, что "изучением творчества Д. Г. Левицкого занимались И. Акимова, М. Неклюдова". В данном случае автору необходимо дополнить работу следующими тезисами, а именно: биография Д. Г. Левицкого серия портретов воспитанниц Смольного института. В первом вопросе необходимо кратко рассмотреть творческий путь художника, выявить основные особенности художественного стиля, раскрыть значение творчества Д. Г. Левицкого в истории русской культуры 18 века. Кроме этого, необходимо рассмотреть научную литературу, в которой исследуется творчество Д. Г. Левицкого. Во втором вопросе необходимо рассмотреть историю создания портретов воспитанниц Смольного института, выявить характерные особенности данной группы картин. Кроме этого, в этом вопросе, возможно, рассмотреть материалы о судьбе картин как объектах культурного наследия, в частности, материалы об экспозиции в Русском Государственном Музее. "Портреты "Смолянок" Д. Г. Левицкого поступили в Русский музей 17 августа 1917 года из Большого Петергофского дворца в плохом состоянии сохранности. Главный хранитель Русского музея П. И. Нерадовский вспоминал о том времени: "Когда картины сняли со стен, мы увидели, что холст был влажный, а вся оборотная сторона полотен густо покрыта плесенью… с лицевой стороны отмечалось шелушение красочного слоя". Срочно были проведены необходимые реставрационные мероприятия для приведения картин в экспозиционный вид. Впоследствии несколько раз поднимался вопрос о состоянии сохранности портретов. Однако до фундаментальной реставрации дело не доходило, что следует из архивных документов Русского музея за 1933, 1939, 1946, 1985 годы. Реставрационный совет музея вернулся к вопросу о фундаментальной реставрации "Смолянок" только в 2008 году. После всестороннего исследования картин было принято историческое решение о проведении капитальной реставрации всей серии портретов, которая была завершена только в 2010 году". / Серия портретов Д. Г. Левицкого "Смолянки". // http://www.artsstudio.com/restoration/news1.htm Автор пишет, что "театральным постановкам в Смольном институте императрица уделяла особое внимание". По мнению Ю. И. Чежиной, "увлечение сценой носит массовый характер: не только профессиональные постановки, но и домашние спектакли, коронованные особы, охотно выполняют роли артистов, драматические и балетные навыки получают воспитанники учебных заведений, включая Институт благородных девиц и Пажеский корпус". / Чежина Ю. И. Костюмированный портрет в русском искусстве XVIII века как отражение духа эпохи: дис. ... канд. искусствоведения: Санкт-Петербург, 2006 - 280 с. // http://www.dissercat.com/content/kostyumirovannyi-portret-v-russkom-iskusstve-xviii-veka-kak-otrazhenie-dukha-epokhi Автор пишет, что "портреты смолянок, построенные как костюмированные представления, покоряют очарованием юных героинь, раскрывают сценические дарования девушек. Театральные эффектные костюмы усиливают жизненность и естественность образов смолянок". По мнению Ю. И. Чежиной, "с укоренением на русской почве карнавалов и театрализованных празднеств, возникают новые жанровые разновидности в изобразительном искусстве как проекция этого феномена: появляется костюмированный портрет, который, в свою очередь, распадается на несколько категорий, чрезвычайно близких, на первый взгляд, и в то же время отмеченных специфическими характеристиками, обусловленными смыслом, заложенным в произведении. <…> Действующий в костюмированном портрете принцип двойного преображения конкретной модели в вымышленный образ влечет за собой отступление от индивидуальности, противоречащее основным законам портретного жанра. Тем не менее, Д. Г. Левицкому в серии портретов смольнянок, напротив, удалось превратить костюмизацию в средство, позволяющее подчеркнуть неповторимость каждой из институток. <…> Костюмизация выступает как способ формирования образа, а модель с ее помощью превращается в того или иного персонажа, популярного в обществе. Преображение путем смены костюма роднит маскарад, спектакль и жанр костюмированного портрета в живописи и отвечает духовным идеалам галантного века. Ключ к "прочтению" образа - соответствующие атрибуты, принятые в условном "языке" аллегорий, понятном современникам". / Чежина Ю. И. Костюмированный портрет в русском искусстве XVIII века как отражение духа эпохи: дис. ... канд. искусствоведения: Санкт-Петербург, 2006 - 280 с. // http://www.dissercat.com/content/kostyumirovannyi-portret-v-russkom-iskusstve-xviii-veka-kak-otrazhenie-dukha-epokhi Автору рекомендуется учесть замечания по работе. Представленная работа отвечает требованиям, предъявляемым к научному докладу учащихся. Автору предлагается присвоить звание Лауреат заочного конкурса, Диплом 1-й степени.
Рекомендация к участию:
ЮНК - XXVI, Обнинск - очная конференция
Форма участия:
доклад