Вы находитесь на старой версии сайта. Чтобы перейти на новую версию, нажмите на ссылку new.future4you.ru

ЮНК - Север, заочный конкурс
Участник Колотова Полина Александровна

Результаты


НоминацияРаботаБаллыРезультат
Литературоведение (рецензия)Литературные и культурные ассоциации (цитаты, аллюзии, реминисценции) как контрапункт романа Ф.М.Достоевского "Подросток" лауреат II степени
Мнение эксперта:
Полина выбрала весьма интересную тему и, что особенно похвально, построила работу на произведении, не входящем в школьную программу. «Подросток» – роман, вызывавший неоднозначные оценки критики и до сих пор вызывающий противоречивые суждения литературоведов. Заявленная тема оказалась значительно шире того, что сделано в работе, но и отмеченных фактов было бы достаточно, если бы они были разработаны более глубоко и послужили бы адекватным выводам. «Статистика», приведенная в заключительной части, заставляет сделать вывод в пользу ориентации Аркадия на идеал дворянской жизни, что на самом деле совершенно не соответствует содержанию произведения. Данный в названии темы термин «контрапункт» используется только во введении и в выводах. Определение понятия в водной части таково: «Контрапункт – это музыкальный термин, который обозначает противопоставление двух мелодий в музыкальном произведении. Этот термин используется и в литературоведении в сходном значении (например, противопоставление тем, мотивов и т. д.). В романе контрапунктом является многообразие альтернатив жизненного выбора главного героя». Термин этот обозначает вовсе не противопоставление, а «согласованное между собой движение нескольких самостоятельных голосов, образующих гармоническое целое», как указано в словаре. Именно в этом значении использует данный термин М.М.Бахтин в своей теории полифонизма (многоголосия). В работе с темой "контрапункта" как раз и следовало не просто найти аллюзии и цитаты, а показать, какой теме и как они помогают развиться. Указывая возможные пути жизни Аркадия, Полина называет четыре разнородных понятия: нигилизм, богатство, дворянство и христианство. Особенно удивляет в этом перечне последнее. Возникает вопрос: кто в романе не христианин и что значит дворянство как путь? В литературоведении сформулировано все это иначе. Для автора важно, какая идея овладеет героем: идея Ротшильда, идея "золотого века" (Версиловская идея) или идея Бога. Непонятно также, почему в выводах картина К.Лоррена оказывается элементом христианского пространства, если на предыдущей странице сказано, что эта картина воплощает устроение «человечества без Бога». В письме Николая Семеновича упомянуто имя А.С.Пушкина и «предания русского семейства», что отмечено Полиной. Но пропущена важнейшая неявная отсылка к Л.Н.Толстому в рассуждениях, сопровождающих выписки из письма, безусловно, полемического характера: «непременно брал бы героев моих из русского родового дворянства, потому что лишь в одном этом типе культурных русских людей возможен хоть вид красивого порядка и красивого впечатления…». К.В.Мочульский писал: «"Подросток" задуман Достоевским как ответ Льву Толстому; семействам Иртеньевых, Ростовых, Болконских противопоставляются семейства Версилова и Сокольских» (Мочульский К.В. Достоевский. Жизнь и творчество). Если же говорить о христианском "пространстве", то следует обратить внимание и на христианское же "время". Герой романа «резко отмечает» 15 ноября, начало Рождественского поста, а затем возникает и тема Великого поста, что, конечно, сделано не без значения. (см.: Захаров В.Н. Символика христианского календаря в произведениях Достоевского // Новые аспекты в изучении Доствоевского. Петрозаводск, 1994).
Рекомендация к участию:
ЮНК - XXV, Обнинск - очная конференция
Форма участия:
доклад (доработка)