Вы находитесь на старой версии сайта. Чтобы перейти на новую версию, нажмите на ссылку new.future4you.ru

ЮНК - Сибирь, заочный конкурс
Участник Ганиева Ольга Владимировна

Результаты


НоминацияРаботаБаллыРезультат
Литературоведение (экспертная оценка)Проблема преодоления – непреодоления пространства в произведениях Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» и «Вий» лауреат III степени
Мнение эксперта:
Автор рассматривает такое явление как художественное пространство Н. В. Гоголя. Автор рассматривает это явление на примере повестей Н. В. Гоголя "Вий", "Ночь перед Рождеством". Свою работу автор начинает с рассмотрения понятия "хронотоп". Однако понятие "хронотоп" и "художественное пространство" не являются тождественными. М. И. Бахтин пишет, что "существенную взаимосвязь временных и пространственных отношений, художественно освоенных в литературе, мы будем называть хронотопом (что значит в дословном переводе - "времяпространство"). Термин этот употребляется в математическом естествознании и был введен и обоснован на почве теории относительности (Эйнштейна). Для нас не важен тот специальный смысл, который он имеет в теории относительности, мы перенесем его сюда - в литературоведение - почти как метафору (почти, но не совсем); нам важно выражение в нем неразрывности пространства и времени (время как четвертое измерение пространства). Хронотоп мы понимаем как формально-содержательную категорию литературы (мы не касаемся здесь хронотопа в других сферах культуры) [1]. В литературно-художественном хронотопе имеет место слияние пространственных и временных примет в осмысленном и конкретном целом. Время здесь сгущается, уплотняется, становится художественно-зримым; пространство же интенсифицируется, втягивается в движение времени, сюжета, истории. Приметы времени раскрываются в пространстве, и пространство осмысливается и измеряется временем. Этим пересечением рядов и слиянием примет характеризуется художественный хронотоп". / М. М. Бахтин. "Формы времени и хронотопа в романе Очерки по исторической поэтике". // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. - М.: Худож. лит., 1975. - С.234-407. // http://philologos.narod.ru/bakhtin/hronotop/hronmain.html Пространство, наряду со временем, является одним из важнейших элементов в построении художественной модели мира. Его сущность заключается в идее прогрессивно нарастающего развертывания, апеллирующего к таким смысловым дефинициям, как "вперед, вширь, вовне". Пространство характеризуется вещественным наполнением, оно предметно и антропоцентрично. В литературоведении к проблеме художественного пространства обращались Ю.М. Лотман., В.Н. Топоров, М.М. Бахтин и другие. Ю. М. Лотман пишет, что "художественное пространство в литературном произведении - это континуум, в котором размещаются персонажи и совершается действие". / Ю. М. Лотман. "Художественное пространство в прозе Гоголя". // Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М.: Просвещение, 1988. - С.251-292. // http://philologos.narod.ru/lotman/gogolspace.htm Автор пишет, что целью данного исследования является "сопоставление пространственных моделей указанных произведений Н. В. Гоголя с точки зрения этической проблематики". Однако такая постановка проблемы, как представляется не является правильной. По мнению Ю. М. Лотмана, "было бы в высшей мере заманчивым попытаться подвергнуть гоголевские конструкции пространства содержательной интерпретации, например с точки зрения их отношения к проблеме добра и зла, и отождествить какое-либо из них с одним нравственным полюсом, а другое - с противоположным. К сожалению, от этого следует воздержаться, так как, с одной стороны, иерархия пространств образует некую модель мира, в рамках которой она имеет бесспорное содержательное значение, то, с другой, как мы уже указывали, пространственная схема имеет тенденцию к превращению в абстрактный язык, способный выражать разные содержательные понятия. То, что близкие пространственные модели могут выражать и идею добра, и идею зла, видно при сопоставлении "Старосветских помещиков" и "Повести о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем". Однако, как известно, язык, особенно в искусстве, определенным образом формирует сообщение, тем более если, как в данном случае, у передающего есть возможность выбора, на каком языке передать сообщение. Так, в "Вии» сталкиваются два зла, но оба эти зла принадлежат разным пространственным мирам - миру хаоса и миру космоса. Зло хаоса - это зло материального, раздробленного, в определенной интерпретации - социального мира. Оно как комическое - трагическому (не случайно социальные коллизии воплощаются в комедии) противопоставлено космическому злу, которое не принадлежит только миру человеческих, социальных отношений. Космическое зло не выдумано людьми (поэтому не имеет того характера мнимости, который свойствен социальному злу в изображении Гоголя), а проявляется в людях". / Ю. М. Лотман. "Художественное пространство в прозе Гоголя". // Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М.: Просвещение, 1988. - С.251-292. // http://philologos.narod.ru/lotman/gogolspace.htm Автор пишет, что предметом исследования является "поэтика хронотопа повестей Н. В. Гоголя". Однако данное утверждение не соответствует заявленной автором темы, а именно: "Проблема преодоления - непреодоления пространства в повестях Н. В. Гоголя "Вий" и "Ночь перед Рождеством". Поэтому автору необходимо уточнить предмет своего исследования. Представленная работа отвечает требованиям, предъявляемым к научному докладу учащихся. Автору предлагается присвоить звание Лауреат заочного конкурса, Диплом 3-й степени.
Рекомендация к участию:
ЮНК - Сибирь, очная конференция
Форма участия:
доклад