Вы находитесь на старой версии сайта. Чтобы перейти на новую версию, нажмите на ссылку new.future4you.ru

Научный потенциал - XXI (весенний конкурс)
Участник Шевченко Ксения Алексеевна

Результаты


НоминацияРаботаБаллыРезультат
Физика (рецензия)Альтернативный тепловой аккумулятор лауреат III степени
Мнение эксперта:
1. Несомненно имеющая исследовательский характер работа посвящена актуальному вопросу применения тригидрата ацетата натрия в качестве аккумулятора тепла. Автором получено данное вещество, опытным путем определен коэффициент его теплоотдачи, на основании вычислений показано, что наибольшее количество теплоты выделяется теплоаккумулятором с zip-пакетом в качестве оболочки, а наименьшее – с упаковкой, содержащей капсулы воздуха. Определены свойства, которыми должна обладать лучшая упаковка. Рассчитана скорость кристаллизации, энергия Гиббса, выделяющаяся при экзотермической реакции тригидрата ацетата натрия. Рассмотрен дигидрофосфат натрия как альтернативное теплоаккумулирующее вещество. При этом называние работы (это не тема: тема включает объект и предмет исследования) неконкретно, и не ясно, к каком из двух исследованных веществ относится. 2. В числе достоинств работы: - значительный объем оригинального экспериментального материала и вычислений; - комплексный характер исследования; - значительный вклад автора в работу; - наличие иллюстративного материала. Практическая и научная значимость результатов не вызывают сомнения, однако обоснована формально. 3. Представленные на конкурс материалы преимущественно соответствуют требованиям к оформлению текстов. 4. Работа не во всем соответствует требованиям, предъявляемым к учебным исследованиям и проектам в части соблюдения структуры текста, логики и стиля изложения, корректности преподнесения фактов и соблюдения авторских прав. 5. Текст работы хотя и имеет в значительной степени оригинальных характер, за исключением двух случаев не содержит ссылок на заимствованные сведения, тексты и идеи. – Так, например, «хочу предложить альтернативный источник тепла, который не потребляет электричество – тепловой аккумулятор», – пишет автор во введении. Однако данное предложение применительно к тригидрату ацетата натрия содержится в публикации А.Г. Долесова и В.А. Хрисониди 2010 г. , заимствования из которой осуществляет автор. (Патент Данилин В.Н., Долесов А.Г., Бижанов А.М., 1996 г., заявка – 1991 г.). Идея модификации тригидрата ацетата натрия графеном заимствована из работы 2016 г. Подробно вопрос заимствований, а также нарушения правил цитирования рассмотрен ниже. 6. Структура текста и логика исследовательской работы не вполне соблюдены. В частности, отсутствуют: четкая формулировка проблемы, для решения которой проводилось исследование, гипотеза, заключение. При этом доказательство актуальности работы больше претендует на постановку проблемы. Цель поставлена некорректно. Методы отделены от задач. Формулировки задач в большинстве случаев представляют собой виды работ, т.е. методы решения задач. Выводы неконкретны, лишены количественных сведений и не соотнесены с задачами. Отсутствует раздел, посвященный анализу, обсуждению, осмыслению, обобщению полученных в ходе работы результатов. 7. Доказательство актуальности, во-первых, представляет собой обоснование своевременности работы, необходимости выполнения ее, решения проблемы «здесь и сейчас», «пока не поздно» – «в данном месте в данное время». Во-вторых, актуальность работы связана с теми людьми, для кого она выполняется, для кого актуальны результаты работы, кто получит пользу от ее выполнения. Люди, получающие пользу от проекта/исследования, заинтересованные в результате работы, называются целевой аудиторией. Следовательно, важно определить целевую аудиторию исследования и ответить на вопрос: почему работа полезна и актуальна для целевой аудитории? 8. Целью (как и задачей) исследования не может быть «исследовать». Во-первых, исследование – не цель, а метод – вид работы, выполненной для решения задачи: работа по решению задачи в проектной и исследовательской деятельности называется методом. Во-вторых, исследование – процесс; процессы не могут быть целями или задачами: цель (задача) ориентирована на результат, а не на процесс. В-третьих, возникают вопросы: для чего, с какой целью исследовать? Что предполагается получить в результате исследования? – Ответы на эти вопросы помогут сформулировать цель. Пока цели в работе нет. 9. Методы в проектной и исследовательской деятельности – не нечто из области философии, не столько методы научного познания, сколько обычные, стандартные, рутинные виды работ, которые выполняются в ходе исследования, при реализации проекта. Многие методы в тексте представлены в подразделе «Задачи работы» и представляют собой именно методы – виды работ – а не задачи. Задачи же в ряде случаев не поставлены. Сформулировать задачи помогают ответы на вопросы: для чего, с какой целью проводится работа? Какой результат предполагается получить в результате этой работы. Так, к методам относятся все расчеты, а также фразы в данном случае начинающиеся со слов «увидеть» и «выяснить». Например, для чего необходимо выяснить, от чего зависит скорость кристаллизации? Как, для чего будут использованы полученные знания? Какую задачу позволят они решить? Ответы на такого рода вопросы помогут сформулировать задачи. 10. Методы не отрываются от задач и формулируются для каждой задачи так, чтобы соблюдалась логическая последовательность/цепочка: цель – гипотеза – задачи – метод(ы) решения каждой задачи – результат(ы) решения каждой задачи – вывод(ы) по каждой задаче. Корректная постановка задач, связь каждой задачи с методом ее решения позволит сделать шаг на пути к построению логики исследования. Следующие шаги – увязка задач с результатами и выводами. 11. Задачи, результаты и выводы принято нумеровать. Нумерация удобна для обеспечения соответствия друг другу задач, результатов и выводов. 12. В работе сказано: «Практическая и научая значимость работы заключается в способности использования законов естественнонаучных дисциплин в практической деятельности. Результаты исследований могут быть использованы в различных отраслях промышленности». Смысл фразы неясен. В какой именно практической деятельности? В каких отраслях промышленности? Любые формулировки в исследовательской и проектной деятельности конкретны. Практическая и научая значимость не определена. 13. В обосновании практической значимости работы подробно указывается, каким конкретно способом целевая аудитория (т.е. люди, для которых выполняется исследование) может получить пользу от результатов проекта/исследования, кто конкретно и как именно сможет воспользоваться результатом, проверить, воспроизвести и применить его. Для обеспечения практической значимости работы обычно требуется постановка и решение отдельной задачи. – Необходимо выходить за пределы методов и расчетов – осмыслять и интерпретировать полученные результаты, стараться взглянуть на них с позиции людей, для которых выполняется работа. 14. Научная значимость определяет необходимость результатов исследования для перспективы. – Какие именно новые знания и по каким конкретно направления науки/исследований можно применять в дальнейшем? Для решения каких новых проблем? 15. Выводы чрезмерно лаконичны и лишены фактических данных, ввиду чего неконкретны. Примеры. «Изучили причины выделения тепла при экзотермических реакциях». – Кратко укажите основные причины выделения тепла. «Определили свойства лучшей оболочки». – Кратко сформулируйте, что имеется ввиду под «лучшей оболочкой», и в двух словах перечислите ее основные свойства. Какая из исследованных оболочка может считаться «лучшей»? «Предложили варианты использования». – Варианты использования чего? 16. Выводы полностью лишены количественных характеристик. Количественная информация – один из важнейших итогов работы. Предназначение выводов – кратко представлять основные итоги работы. Выводы без количественных данных лишены одних из важнейших итогов работы, т.е. не выполняют свое предназначение. Примеры. «Изготовили вещество, обладающее экзотермическими свойствами». – Каким образом и какое количество тригидрата ацетата натрия получено? «Рассчитали плотность перенасыщенного раствора ацетата натрия». – Приведите числовое значение плотности. О чем говорит полученная величина, что она означает с физической точки зрения? «Рассчитали энергию Гиббса…» – Какова ее величина, что дает знание энергии Гиббса в данном конкретном случае, как можно применить это знание, – для чего рассчитана энергия Гиббса? Ответы на такого рода вопросы отсутствуют как в выводах, так и в тексте работы в целом. 17. В заключении, следующим за выводами, помимо прочего: – формулируется основной результат работы (соответствующий цели); – указывается, достигнута ли цель, решены ли задачи работы (иначе зачем ставились цель и задачи, если о них не вспоминают?); для исследования – указывается, подтверждена ли гипотеза; – отражаются результаты рефлексии (осмысления хода и итогов работы) – приводятся результаты самоанализа работы в формате: что сделано хорошо / что можно улучшить); – приводится обоснование практической и научной значимости исследования/проекта – именно в заключении, т.е. после того, как представлены результаты работы; – делается предположение о том, какое продолжение может получить работа (вероятные перспективы, развитие работы) – что логически связано с научной значимостью. 18. В работе приведен список литературы, но ссылок на источники из списка в тексте – в квадратных скобках после взятых в кавычки цитат – нет. Таким образом, список литературы существует сам по себе, без связи с текстом и потому не имеет смысла. Однако есть две ссылки внизу страниц. Такая дополнительная система ссылок излишня – достаточно включения всех источников в список литературы. 19. В список литературы включаются источники, отвечающие трем требованиям: а) изучены авторами; б) применялись в ходе работы; в) применены при написании текста работы, при этом на них должны быть ссылки в тексте – в квадратных скобках после взятых в кавычки цитат указываются номера источников в соответствии со списком литературы. 20. Откуда взяты сведения, приводимые в тексте, ввиду отсутствия ссылок неизвестно. «После анализа существующей литературы…» пишет автор в разделе 3 в связи с вопросом об использовании тригидрата ацетата натрия. «Изучив научную литературу…», «согласно изученной литературе…» пишет автор в разделе 4, рассматривая свойства двухводного дигидрофосфата натрия. Однако нигде ссылки на литературу не приводятся. Между тем, идея модификации трёхводного ацетата натрия графеном реализована А.В. Щегольковым и А.А. Поповой в 2015 г. ( https://tstu.ru/book/elib/pdf/stmu/2015_1/27.pdf ), а карбоксиметилцеллюлозы в качестве загустителя – А.Г. Долесовым и В.А. Хрисониди в 1996 г. – получен патент, заявка от 1991 г. ( http://www.freepatent.ru/patents/2066337 ). Указанные источники в списке литературы конкурсной работы отсутствуют. Четыре первых абзаца в подразделе «Модификация трёхводного ацетата натрия для использования в качестве теплоаккумулирующего материала» в разделе 3 со слов «Тепловые аккумуляторы находят широкое применение» до слов два устойчивых состояния: жидкое и твердое» заимствованы из статьи А.В. Щегольков, А.А. Попова «Система тепловой аккумуляции для теплиц на основе ацетата натрия, модифицированного графеном», 2015 ( https://tstu.ru/book/elib/pdf/stmu/2015_1/27.pdf ) или ( https://clck.ru/VLudD ). Предпоследний абзац со слов «при многократных циклах фазового перехода» до слов «в качестве такого загустителя можно использовать карбоксиметилцеллюлозу» представляет собой искаженную цитату из статьи А.Г. Долесов, В.А. Хрисониди «Теплоаккумулирующий материал на основе ацетата натрия», 2010 ( http://www.econf.rae.ru/article/5086 ) или ( https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=24666 ). 21. Указанные источники в списке литературы конкурсной работы отсутствуют. Цитаты из данных публикаций приводятся с нарушением все правила цитирования: – объем заимствования превышает предел в 2–3 разрешенных для цитирования предложения; – отсутствуют кавычки; – цитаты приводятся с искажениями/сокращениями; – отсутствуют ссылки на авторов и источники – в квадратных скобках после взятых в кавычки цитат. 22. Несоблюдение правил цитирования и оформления ссылок не только свидетельствует о неумении работать с литературой, но и представляет серьезный недостаток, граничащий с нарушением авторских прав, может рассматриваться как попытка выдать чужие идеи и тексты за свои, а также вызывает недоверие к приводимым в работе результатам. 23. Библиографические ссылки на ресурсы интернет не содержат всех требуемых сведений. В ссылках на интернет-источники указываются как минимум: -- фамилия и инициалы автора/авторов; -- название (заголовок) цитируемого материала; -- название сайта/портала; -- URL («адрес») страницы, на которой расположен цитируемый материал. 24. Все ссылки располагаются в общем списке литературы в алфавитном порядке по фамилиям авторов. При отсутствии указания на авторов – по названиям публикаций. 25. Термины применены корректно за одним исключением. Текст введения: «… вредит экологии нашей планеты», «… не наносит существенного вреда экологии». Экология – наука ( https://clck.ru/VLGwe ). Нелогично говорить о вреде для науки. В проектных и исследовательских работах в подобных случаях предпочтительно употреблять такие термины как «экологическое состояние» и «окружающая среда»: наносит ущерб экологическому состоянию планеты; не наносит существенного вреда окружающей среде. 27. Рассказ в тексте ведется от первого лица – как в повседневной речи или в художественном произведении. Правилам научной этики, распространяющимися на проектные и исследовательские работы, соответствует безличная форма повествования – без употребления местоимения «я» как в единственном, так и во множественном числе в любом падеже, а также отсутствие притяжательных местоимений ( https://clck.ru/V5zng ). 28. Слово «рисунок» согласно ГОСТ Р 7.0.12-2011 ( https://clck.ru/VESov ), прил. А, сокращается до «рис.» (с точкой), а «таблица» – до «табл.». Слово «приложение» – когда дается ссылка на приложение, как в данном пункте – сокращается до «прил.». В содержании и собственно в приложениях слово «приложение» не сокращается. 29. Содержание, введение, заключение и список использованных источников не нумеруются. Разделы между введением и заключением нумеруются арабскими цифрами с точкой после номера. См., например: ( https://studopedia.su/16_99969_numeratsiya.html ).
Рекомендация к участию:
Научный потенциал - XXI (осенний конкурс), Научный потенциал-XXI - онлайн конференция
Форма участия:
доклад (доработка)